«Труженики отмычки и кодграбберы» в 2012 не ударили в грязь лицом – несмотря на появление на рынке чрезвычайно надежных, практически невзламываемых автосигнализаций и противоугонных комплексов, статистика угонов по стране на фоне предыдущего года изменилась несущественно. Такой вывод можно сделать по статистике МВД, в соответствии с которой в стране за год было угнано более 52 000 автомобилей.

Отнюдь не почетное лидерство в этом рейтинге занимают Москва и Санкт-Петербург – суммарная доля угонов, совершенных в этих городах, составляет более 50% всех незаконных завладений транспортными средствами в России. Чаще всего автомобили угоняли в средине недели в ночное время.

Среди автомобильных марок традиционно можно определить явных «лидеров», помогающих угонщикам зарабатывать на «хлеб с маслом», и «аутсайдеров». В авангарде списка уверенно шествует АвтоВАЗ, продуктами которого незаконно завладели более 17 000 раз, что составило около трети всех угонов, совершенных за год. В первых рядах оказались традиционно интересные для злоумышленников «японцы» Toyota, Mazda и Mitsubishi пополнили автопарк черного рынка на 6 200, 2 700 и 2 100 (приблизительно) автомобилей соответственно, заняв второе-четвертое места рейтинга. Пятое место застолбила за собой отечественная «Группа ГАЗ».

В 2012 году возрос спрос на ворованные Audi, Renault и Hyundai (увеличилось количество угонов), а вот BMW, Honda и Mitsubishi «сдали» свои позиции в отнюдь не почетном рейтинге. Дорогие и эксклюзивные автомобили, несмотря на их незначительную долю в автопарке страны, также угоняют часто: в 2012 году владельцы не по своей воле расстались с 690 автомобилями Lexus, 212 Infiniti, а также 88 Porsche. Наименее угоняемыми по «версии МВД» стали Chery (36 авто), Jaguar (26 штук), Jeep (25) и Saab (13 угнанных автомобилей).

Самой популярной моделью автомобиля у угонщиков стала Mazda CX-7. Важное место в «ремесле» занимает еще один кроссовер из Японии — Toyota RAV4. Часть этих автомобилей была угнана сравнительно новым для угонного бизнеса способом, который известен под названием «длинная рука». Используется он для угона транспортных средств, имеющих функцию бесконтактного доступа и запуска двигателя. Для завладения такими автомобилями, не оборудованными дополнительными средствами защиты, злоумышленнику достаточно было войти в зону действия метки-передатчика, которую владелец оставил в кармане или возле входной двери. Используя современные технические средства, угонщики сканируют сигнал метки для его использования в качестве электронного ключа к автомобилю.

Стоимость специального электронного оборудования на черном рынке в последнее время существенно снизилась, что также не способствует уменьшению количества угонов. Сегодня покупка отмычки или код-граббера практически не составляет проблемы. Одна из причин подобной ситуации – отсутствие реального законодательно закрепленного наказания, предусмотренного за изготовление таких спецсредств. Таможенный союз – еще один из факторов, негативно влияющих на статистику угонов.

Среди наиболее часто используемых методов незаконного завладения автомобилем в МВД называют:

  • Угон с помощью кодграббера и других электронных устройств (не эффективны против новых моделей автосигнализаций от лидеров рынка);
  • Кража ключей и брелков управления;
  • Завладение ключами и брелком методом обмана (имитация ДТП, попытки выманить владельца из салона другими способами);
  • Завладение автомобилем во время пробной поездки перед покупкой;
  • Использование недостатков современных систем бесконтактного доступа.

Судьба угнанных автомобилей может быть разной – перепродажа для повторного использования на территории России, вывоз транспортного средства за границу и т.п., но чаще всего «трофей» разукомплектовывается и продается по запчастям.

Уменьшить вероятность угона поможет соблюдение правил безопасности (не носить все ключи в одной связке, внимательно выбирать место парковки, вытаскивать ключи из замка зажигания перед выходом из автомобиля) и установка современного противоугонного комплекса. Аэрография или хотя бы заметные виниловые наклейки также способны существенно снизить вероятность угона конкретного транспортного средства.